26 Сентябрь 2008
Знаменитые вертолеты ОКБ фирмы «Камов»
Posted by admin under: КА .
В конце 1980-х годов в ОКБ фирмы «Камов» были созданы знаменитые армейские одноместные вертолеты-штурмовики Ка-50 «Черная акула», которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили все боевые машины мира в своем классе. Вертолёт предназначен для уничтожения бронетанковой и мотомеханизированной техники противника. Он способен поражать цели с высокой точностью с рубежей 5-10 км. Военные институты выполняли проработки по применению этого вертолета и с кораблей.
Соосная схема обеспечила высокую маневренность вертолету и давала ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/час и двигаться назад со скоростью до 90 км/час. Изменение движения на противоположное осуществлялось за несколько секунд. Эти свойства дают вертолету возможность совершать непредсказуемые для противника маневры.
По уровню бронирования кабины экипажа и защите жизненно важных систем Ка-50 не имеет аналогов в мире. Кабина, выполненная из композитных материалов, способна выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23 мм. Лобовое и боковое остекление также изготовлено из пуленепробиваемых материалов. Под крылом имеются четыре пилона, поворачивающиеся на 10 град. в вертикальной плоскости для размещения 12-ти сверхзвуковых управляемых ракет. Серийное производство вертолета развернуто на авиационном заводе «Прогресс» в г.Арсеньеве.
Летные характеристики вертолета Ка-50:
— длина с вращающимися винтами 15,9м;
— высота — 4,9м;
— диаметр винта — 14,5 м;
— размах крыла — 7,3 м;
— скорость горизонтального полета(максимальная) — 310 км/час;
— потолок статический — 4000 м;
— потолок практический — 5500 м;
— скороподъемность вертикальная на высоте 2500 м — 10 м/с;
— диапазон эксплуатационных перегрузок — 0…3,5 ед;
— практическая дальность полета — 455 км;
— перегоночная дальность — 1200 км;
— максимальная взлетная масса — 10800 кг;
— двигатели 2 х 2200 л.с.
Затем были созданы многоцелевые всепогодные двухместные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Этот вертолет предназначен для использования в ночных условиях, когда без второго члена экипажа, выполняющего функции оператора, уже не обойтись. Он был создан на базе серийного боевого вертолета Ка-50, и унаследовал около 85% примененных на нем технических решений.
За создание этих вертолетов генеральному конструктору ОКБ им.Н.И.Камова — С.В.Михееву было присвоено звание Героя России. На этих машинах впервые в мире было реализовано катапультное спасение экипажа с системой отстрела лопастей. Оно обеспечивало спасение летчикам практически во всех возможных в бою ситуациях, даже при катапультировании с уровня земли, что давало пилоту твердую уверенность в сохранении жизни. Специалисты отмечают, что катапультная система по уровню трудозатрат и вложенного интеллекта сопоставима с созданием самого вертолета.
Ведущую роль в испытаниях всех вертолетов фирмы «Камов» играли летчики-испытатели ОКБ Евгений Иванович Ларюшин и Николай Павлович Бездетнов — Герои Советского Союза. Они первым поднимали в воздух новые модели камовских вертолетов и помогали конструкторам выходить из самых трудных положений при их создании. Е.И.Ларюшин погиб при испытании вертолета Ка-50 — «Черная акула». В испытательном полете на критическом режиме произошло схлестывание лопастей.
Фирма «Камов» проводит испытания принципиально нового легкого многоцелевого вертолета — Ка-60, «Касатка» — однороторной схемы с четырехлопастным несущим винтом и рулевым винтом вентиляторного типа, установленном в кольце хвостовой балки. Максимальная взлетная масса вертолета — 6500 кг, при этом на внешней подвеске он может перевозить до 2500 кг
С.В.Михеев так объясняет успехи, достигнутые фирмой в тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы: «В прежние времена камовцы были вынуждены работать в очень узких рамках морской тематики. Морское вертолетостроение более трудоемко, нежели сухопутное и требовало оригинальных решений. Накопленный опыт оказался бесценным. Когда мы смогли обратиться к сухопутным проектам, то сразу пошли нестандартным путем, обеспечившим наш успех».