4 Июнь 2008
«Ночной охотник» против «Аллигатора»
Posted by admin under: Сегодня и завтра .
Министерство обороны РФ наконец-то определилось с ударным вертолетом, который должен прийти на смену легендарному «Крокодилу» Ми-24. В течение девяти лет оно планирует закупить 67 ударных вертолетов Ми-28Н. Не забудут и проигравшего конкурента – за этот же период будет закуплено 12 вертолетов Ка-52, в основном для проведения специальных операций.
МИ-28Н: ударный вертолет сухопутных войск способен вести боевые действия в любое время суток при любых погодных условиях
КА-52: двухместный «Аллигатор» – по-настоящему революционный ударно-стратегический вертолет, не имеющий аналогов.
Конкуренты: АН-64 «Апач». Силовая установка, л.с.: 3390, скорость полета, км/ч: 296, скороподъемность, м/с: 16, статический потолок, м: 3415, дальность полета, км: 435
Конкуренты: Ми-28 «Ночной Охотник». Силовая установка, л.с.: 4440, скорость полета, км/ч: 300, скороподъемность, м/с: 13,6, статический потолок, м: 3500, дальность полета, км: 460
Конкуренты: Ка-52 «Аллигатор». Силовая установка, л.с.: 4400, скорость полета, км/ч: 300, скороподъемность, м/с: 10, статический потолок, м: 3600, дальность полета, км: 520
Идея создания ударных вертолетов принадлежит американцам. Опыт вьетнамской компании выявил потребности армии сразу в трех типах вертолетов: транспортных, ударных и разведывательных. Первые должны быть вместительными и грузоподъемными, вторые – мощными, маневренными и компактными, а последние – скоростными и дешевыми. И если транспортные и разведывательные вертолеты уже производились промышленностью, то ударный пришлось создавать с нуля – в 1964 году Пентагон объявил конкурс на разработку такой машины. Среди поступивших проектов было немало весьма экзотических. Например, Boeing предложил своеобразный винтокрылый вариант летающих ганшипов – увешанный контейнерами с неуправляемыми ракетами (НУР) тяжелый транспортный CH-47 Chinook, из иллюминаторов которого торчали шесть крупнокалиберных пулеметов. Победу же одержал Lockheed AH-56 Cheyenne, гибрид легкого вертолета и штурмовика, – изящный аппарат с четырехлопастными несущим и хвостовыми винтами, трехлопастным толкающим винтом, небольшими крыльями, развивающий скорость 407 км/ч и вооруженный пушкой, гранатометом и управляемыми ракетами. Однако революционный «Шайен» оказался слишком сложным в доводке, а ударные вертолеты требовались во Вьетнаме немедленно. Тогда компания Bell в инициативном порядке предложила компромиссное решение. Взяв за основу свой транспортный UH-1 Iroquois, конструкторы удалили транспортный отсек, оставив только минимально необходимое пространство для двух пилотов. Причем пилотов разместили не рядом, а тандемом, друг над другом. В итоге в получившемся вертолете AH-1 Cobra только специалист мог узнать родного брата «Ирокеза». Именно «Кобра» стала первым в мире ударным вертолетом, основное и единственное назначение которого – убивать. Уже в начале 1966 года «Кобры» появились в небе Вьетнама, зарекомендовав себя как чрезвычайно эффективное оружие и породив целую серию копий и подражаний во многих странах. Но не в СССР.