14 Сентябрь 2007
AH-1J Sea Cobra
Posted by admin under: AH .
Еще на ранних стадиях разработки вертолета AH-1G интерес к нему проявило командование корпуса морской пехоты США. Оценив достоинства нового вертолета, моряки отметили, что в исходном варианте AH-1G вертолет для флота не приемлем.
Требование установки на «Хью Кобре» двух ГТД было главным, но не единственным. Несущий винт необходимо было оборудовать тормозом для быстрой остановки вращения после выключения двигателей. Требовалось предусмотреть защиту вертолета от коррозии, особенно агрессивной во влажном и соленом морском воздухе. Новый вертолет предполагалось использовать для огневой поддержки десанта, и моряки сочли необходимым усилить стрелковое вооружение, заменив стандартную турель ХМ-28 на новую с 20-мм скорострельной пушкой.
Фирма «Белл», имея в кармане многомиллионный контракт на поставку боевых вертолетов для армии, чувствовала себя очень уверенно и не спешила идти на выполнение всех требований нового заказчика. Торг между флотом и вертолетостроителями был долгим и сложным. Все же компромисс был найден, и в мае 1968-го фирма «Белл» и командование корпуса морской пехоты подписали контракт на поставку 49 боевых вертолетов новой модели, получившей обозначение AH-1J «Си Кобра». На морской «Кобре» установили два турбовальных двигателя «Пратт-Уитни» Канада Т400-СР-400 общей мощностью 1800 л .с., но, как и в случае с AH-1G, трансмиссия была рассчитана на передачу только 1250 л.с., да и то на чрезвычайном режиме. Двигательная установка не разрабатывалась заново, а была позаимствована у гражданского вертолета «Белл» 212. Увеличение мощности силовой установки, по сравнению с «Хью Коброй», потребовало усиления конструкции концевой балки и рулевого винта. Хорда лопасти рулевого винта для улучшения управляемости была увеличена на 8 см.
Внешне, кроме установки двух двигателей, «Си Кобра» отличалась от AH-1G далеко выступающими за фюзеляж тремя стволами 20-мм пушки «Дженерал Электрик» М197, смонтированной на турели. Боезапас пушки составлял 750 снарядов. Теоретически скорострельность орудия была 750 снарядов в мин, но практически можно было без риска потери прочности конструкции планера выпускать лишь 16 снарядов в минуту. Подвесное вооружение, также как и у армейского вертолета, размещалось на четырех подкрыльевых узлах. В его состав входили блоки НАР LAU-61 (по 19 ракет в блоке), LAU-69 (по 7 ракет), контейнеры с 7,62-мм пулеметами М18, дымовые гранаты М118 и зажигательные авиабомбы GBU-55. Длинные стволы пушки породили проблему, не возникавшую у «Хью Кобры». При отклонении пушки вбок от оси вертолета существовала опасность поражения стволов собственными НАР или очередями из пулеметов подвесных контейнеров. Поэтому применение вооружения, подвешенного на подкрыльевых узлах, блокировалось, если орудие не было установлено в «нулевое» положение (по оси вертолета, +5 град.).
При длительных полетах над водными пространствами, лишенными ориентиров, особое внимание уделяется навигации и связи. В связи с этим на вертолете AH-1J значительно пересмотрели, по сравнению с исходной моделью, состав бортового электронного оборудования расширили. В свете новых, весьма радикальных доработок вертолета, потребовалось время для испытаний новой модификации «Кобры», хотя в боевом вертолете срочно нуждались морские пехотинцы и флот во Вьетнаме. Первый полет «Си Кобра» совершила в октябре 1969-го, летные испытания трех предсерийных вертолетов проходили в испытательном центре ВМС США Патуксен-Ривер. В сентябре 1970-го «Си Кобры» начали поступать на вооружение строевых частей корпуса морской пехоты. Серийное производство продолжалось до февраля 1975 г., всего было поставлено 69 вертолетов AH-1J.
Первые семь вертолетов AH-1J «Си Кобра» поступили на вооружение эскадрильи VMO-1, дислоцировавшейся в Нью-Ривер, и предназначались для интенсивных тренировок летного-технического состава. Для испытаний в боевых условиях четыре «Си Кобры» в составе легкой вертолетной эскадрильи HML-367 в феврале 1971-го отправили во Вьетнам. В конце месяца морские «Кобры» приняли активное участие во вторжении в Лаос. В феврале они совершили первый боевой вылет на штурмовку партизанских позиций вблизи Дананга. К этому времени морская пехота была на грани вывода из Вьетнама, «Си Кобры» покинули негостеприимные берега раньше. В конце апреля на военно-транспортных самолетах все четыре вертолета перебросили в США. Эти вертолеты были не первыми «Кобрами» с белой надписью «MARINES» на хвостовой балке, которые появились над джунглями Индокитая. В апреле 1969-го начались поставки для ВМС вертолетов AH-1G. Всего для морской пехоты было построено 38 вертолетов армейской модели, и уже в декабре того же года они появились во Вьетнаме в составе HML-367. Морские «Хью Кобры» активно участвовали в боевых действиях.
Морская пехота ушла из Вьетнама, но менее чем через год в небе над многострадальной землей опять появились хищные «Кобры» с надписью «MARINES», это были вертолеты ударной эскадрильи НМА-369. Восемь «Си Кобр» этой эскадрильи находились на борту десантного корабля «Денвер», вошедшего в Тонкинский залив в июне 1972-го. Эскадрилья занималась патрулированием прибрежных вод ДРВ, охотилась за всякого рода джонками и сампанами, коих у вьетконга было огромное количество, перехватывала мелкие северо-вьетнамские суда, доставлявшие грузы с «нейтральных» транспортов, которые стояли на якоре за пределами территориальных вод, на берег. Отсюда и название части — «MurHuk» (Marine Hunter/Killer — морской охотник/ убийца). «Си Кобры» выступили и в несколько необычной для боевого вертолета-штурмовика роли корректировщиков огня боевых кораблей ВМС США.
В составе армии Ирана вертолеты AH-1J «Твин Кобра» приняли участие в затяжной ирано-иракской войне, как уже говорилось выше.