14 Сентябрь 2007
Вертолет – и боец, и спасатель
Posted by admin under: Сегодня и завтра .
Американцы любят хвалиться своими вертолетами, и у них, по правде сказать, есть на то немало оснований. Самый боевой американский геликоптер АН-64 «Апач», например, заслуживает всяческого уважения. Но вместе с тем нужно признать, что данная винтокрылая машина способна лишь уничтожать противника, она не годится для спасения своих военнослужащих. Между тем, как показывает опыт войн и вооруженных конфликтов, это весьма существенный недостаток.
«Апачам», конечно, можно предъявить и кое-какие другие претензии, однако самая серьезная среди них – отсутствие пространства в кабине для перевозки людей и грузов. Вот почему американским пилотам приходится проявлять чудеса находчивости и самоотверженности, оказывая помощь в вывозе пострадавших с поля боя, выполняя иные уникальные операции.
Например, 30 июня в районе Рамади (Ирак) экипаж «Апача» из 1-го батальона 149-го авиационного полка 36-й боевой авиационной бригады, рискуя собственной жизнью, эвакуировал раненого солдата, который находился в критическом состоянии. Когда выяснилось, что ждать прибытия медицинского геликоптера надо более 40 минут, командир экипажа вертолета Кевин Пурти предложил второму пилоту Алену Кристу уступить свое место в передней кабине. Пилоты втроем загрузили истекающего кровью военнослужащего, а оператор расположился на левом переднем подвесном контейнере, который проходит вдоль кабины экипажа и предназначен для размещения оборудования, и пристегнулся ремнями к стойке шасси. Это был опасный полет над территорией противника, но экипаж достойно справился с задачей и доставил раненого в госпиталь, где его уже ждали врачи. По существу, вертолетчики спасли солдата от верной смерти.
В Афганистане было несколько случаев, когда аналогичным способом экипажи «Апачей» подбирали своих же сбитых товарищей и доставляли на базу. Один из таких рейсов даже можно посмотреть в интернете. Перевозить раненых и совершивших вынужденную посадку пилотов пристегнутыми к стойке шасси, на подвесном контейнере – не лучший способ эвакуации. Однако что делать, если другого выхода нет. Сразу вспоминается наша легендарная теперь уже «двадцатьчетверка», как были правы создатели транспортно-боевого вертолета Ми-24, оставив ему грузовую кабину. Сколько жизней она спасала и перевезла грузов? Не сосчитать!
Кстати, этот недостаток – отсутствие внутреннего пространства – присущ не только «Апачу». Практически все новые боевые вертолеты не имеют возможности для перевозки. Как показала жизнь, никакое преимущество в летно-технических характеристиках несоизмеримо с возможностью спасти человеческую жизнь. Геликоптеры, участвующие в миротворческих операциях, в том числе и боевые, обязаны иметь такую возможность, то есть быть приспособленными для перевозки раненых и грузов.
Правда, сегодня уже наметилась тенденция снижения потребности в узкоспециализированных боевых вертолетах и переноса акцента на многоцелевые винтокрылые машины. Боевые вертолеты будущего должны стать более «человечными», и тогда не нужно будет пилотам геликоптеров изворачиваться, ставить на кон и собственную голову, и дорогостоящую технику, проявлять излишний героизм.