14 Сентябрь 2007
Армейская авиация в вооруженных конфликтах современности
Posted by admin under: Сегодня и завтра .
Опыт развития военного искусства показывает, что нет ни одной локальной войны 1 вооруженного конфликта современности, где бы не принимала участие армейская авиация. При этом прослеживается тенденция возрастания ее роли в вооруженной борьбе, что, несомненно, оказывало существенное влияние на характер ее боевого применения.
В предлагаемой вниманию читателей «Военно-исторического журнала» статье в хронологической последовательности приводятся основные этапы развития как нашей, так и зарубежной армейской авиации, что дает возможность проследить историю развития вертолетов и изменения в теории и практике их боевого применения.
По окончании Второй мировой войны, с приунятием на вооружение принципиально новых летательных аппаратов — вертолетов армейская авиация изменила свою материальную базу и перешла главным образом на винтокрылую технику (до 75—90 проц. вертолетов в боевом составе). На новой технической основе были созданы крупные формирования армейской авиации, изменился порядок управления и взаимодействия. Если после создания армейской авиации ее предполагалось применять в основном как вспомогательное, обеспечивающее средство вооруженной борьбы, то в конце 60-х годов прошлого века она превратилась в оперативно-тактическое средство, способное самостоятельно решать отдельные задачи в операциях и боевых действиях. Такими являлись, к примеру, десантно-огневые задачи, авиационная поддержка сухопутных группировок войск на поле боя и в ближайшей тактической глубине, воздушная разведка. Эти направления развития армейской авиации неизбежно получали апробацию в локальных войнах и вооруженных конфликтах, влияя на теорию и практику ее боевого применения.
Война в Корее (1950— 1953) явилась началом «вертолетной эпохи» и во многом определила место и роль армейской авиации в операциях и боевых действиях. В этой войне американское командование широко использовало вертолеты в составе соединений и частей сухопутных войск, ВВС и ВМС. Первыми основными задачами, возложенными на винтокрылую авиацию, были: поисково-спасательное обеспечение, эвакуация раненых и больных, высадка тактических воздушных десантов. Так, 9 сентября 1951 года было положено начало новой странице в боевом использовании вертолетов: впервые высажен тактический воздушный десант в Инчхоне. На 12 боевых вертолетах Н-19 в труднодоступный горный район была доставлена штурмовая группа в количестве 228 человек с 8 т боеприпасов. Высадку прикрывал истребительный заслон. Впервые в военном искусстве применение вертолета в качестве огневого средства было отмечено в войне в Алжире (1954—1962) французскими легионерами против повстанцев Фронта национального освобождения. Вначале в грузовой кабине вертолета СН-34 монтировались пулеметы. Однако их огонь был недостаточно эффективен. Поэтому в ходе поиска более мощного огневого средства вертолеты 5Е-3160 «Алуэтт» стали оснащаться 20-мм автоматической пушкой «Маузер», а под фюзеляж подвешивались неуправляемые ракеты, что явилось в то время эффективным средством поражения наземных целей.
Война во Вьетнаме (1959—1975) получила наименование аэромобильной войны из-за широкого применения США вертолетов. В этот период произошли коренные изменения в строительстве и боевом применении армейской авиации всех ведущих стран мира, включая и отечественную. Эти изменения прежде всего были связаны с зарождением новой оперативной формы применения группировок войск — аэромобильной операции и с началом активного использования боевых вертолетов на поле боя. Аэромобильные операции в войне во Вьетнаме стали одной из основных форм боевых действий американских войск. Для их проведения создавались крупные аэромобильные тактические группы, состоявшие из одного—двух пехотных батальонов и батальона армейской авиации. Кроме того, в составе сухопутных войск США во Вьетнаме была впервые сформирована 1-я аэромобильная дивизия, имевшая в своем составе 434 вертолета. С 1967 года началось широкое использование американцами боевых вертолетов на поле боя. Для этого были созданы и получили массовое применение имевшие вооружение вертолеты типа UН-1 «Ирокез» и первый специализированный боевой вертолет АН-1 с комплексом ПТУР «Тоу». Вертолет с этого времени стал боевым средством, предназначенным для огневой поддержки наземных войск, что значительно повысило эффективность боевых действий.
В войне во Вьетнаме вертолеты вопреки сомнениям военных специалистов показали более высокую степень живучести в сравнении с самолетами. Последние в боевых условиях терялись гораздо чаще: на 25 проц, при расчете потерь на определенное количество вылетов, и на 50 проц., если в качестве расчетной базы брать боевой налет в часах.
В 1970—1971 гг. в Лаосе и Камбодже американские вертолеты типа АН-1 впервые вступили в борьбу против танков, широко используя ПТУР «Тоу». Основной и наиболее выгодной оказалась тактика засад; вооруженные вертолеты на ожидаемом маршруте выдвижения танковых колонн находились на предельно малой высоте, а при приближении танков на дальности до 1,5—3 км осуществляли подскок на высоту 100—200 м и с режима висения осуществляли пуск ПТУР. После атаки место засады менялось. Этот тактический прием оказался очень эффективным, но потребовал в дальнейшем создания в структуре армейской авиации системы доразведки и целеуказания.
Новые боевые возможности армейской авиации, выявленные в период войны во Вьетнаме, а также военных действий США в Лаосе и Камбодже, обусловили ее последующее активное применение для авиационной поддержки сухопутных группировок войск. Вертолет с комплексом противотанкового вооружения придал армейской авиации статус основного огневого тактического средства.
В ходе арабо-израильской войны 1973 года возможность активного противодействия со стороны египетских и сирийских средств ПВО побудила израильтян усовершенствовать боевой порядок ударных вертолетов для борьбы с танками. В назначенный район высылались огневая группа вертолетов, вооруженных ПТУР «Тоу» в составе 3—5 АН-1 «Хью-Кобра». Впереди следовала группа разведки и управления на вертолете типа ОН-6А «Пуони», на котором находился командир со средствами управления. Рядом следовали два боевых вертолета подавления наземных средств ПВО. При приближении к цели ударные вертолеты набирали высоту с 20—50 м до 300—400 м и наносили точный удар по танкам. Для повышения эффективности боевых действий израильтяне применяли постановку пассивных помех с помощью вертолетов. Таким образом, начиная с этой войны, армейская авиация стала активно вести радиоэлектронное противодействие.
На основании опыта боевых действий в период войны Израиля против Ливана 1982 года в строительстве армейской авиации стала предусматриваться целевая направленность боевого применения вертолетов, что потребовало трансформации разнородных боевых подразделений в однородные группы (подразделения)-, ударные, управления (ретрансляции), разведки, обеспечения, корректировки, десантные, транспортные и др. Вертолеты стали более широко применяться в сложных погодных условиях и ночью.
В ходе ирано-иракской войны (1980—1988) вооруженная борьба велась с массовым и эффективным применением советской вертолетной техники (на стороне иракских войск), что оказало влияние на дальнейшее развитие отечественной армейской авиации. В этой войне впервые применялись транспортно-боевые вертолеты Ми-24 (в экспортном варианте — Ми-25), которые показали высокую результативность в борьбе с наземными целями в сложных природно-климатических и боевых условиях. В одном из первых же боевых вылетов в сентябре 1980 года группа в составе восьми Ми-25, выпустив 22 ПТУРа, уничтожила 17 иранских танков американского производства. И такие случаи позже были не единичны.
Вертолеты Ми-25 в этой войне столкнулись с мощной и хорошо организованной системой ПВО противника, основанной на новых системах войсковой ПВО. В частности, на вооружении наземных войск Ирана состояли американские ПЗРК типа «Ред-Ай» и «Стингер», а также мобильные системы малокалиберной зенитной артиллерии. Это потребовало изменить концепцию боевого применения вертолетов в плане повышения их живучести и оснащения системами борьбы со средствами ПВО. В ходе ирано-иракской войны впервые в военном искусстве произошли воздушные бои с участием вертолетов: 118 воздушных боев — между вертолетами и самолетами и 56 — между самими вертолетами (в том числе 10 между Ми-25 и АН-10 «Си-Кобра»), Первый воздушный бой вертолетов состоялся у населенного пункта Дезфуль (Иран). Он оказался неудачным для Ми-25. Пара иранских АН-1 и «Си-Кобра», неожиданно атаковав пару Ми-25, огнем ПТУР «Тоу» уничтожила их. В последующих воздушных боях были потеряны еще шесть Ми-25, но иранцы при этом потеряли десять АН-1Л «Си-Кобра». Общее соотношение потерь было в пользу Ми-25. Всего за эту войну в воздушных боях вертолетами Ми-25 во взаимодействии с вертолетами Ми-8 и S-341 «Газель» (французского производства) были уничтожены 53 вертолета и один истребитель «Фантом-М» противника.
Боевой опыт позволил выявить некоторые недостатки «летающей БМП» — вертолета МИ-25(МИ-24). Хотя он имел ощутимое превосходство в энерговооруженности и живучести, но был более крупной воздушной целью, чем тот же АН-1и «Си-Кобра»: на 25 проц. в боковой и 50 проц. в плановой проекции. Это заставило нашу вертолетную промышленность изменить концепцию вертолетостроения: с «летающей БМП» переключиться на «летающий танк». Такими вертолетами впоследствии стали боевые машины типа Ми-28 и Ка-50.
Существенные коррективы в строительство отечественной армейской авиации были внесены в ходе войны в Афганистане (1979—1989). Важным итогом этой войны, повлиявшим на дальнейшее строительство отечественной армейской авиации, явилась ее передача из Военно-воздушных сил в состав Сухопутных войск на правах рода войск. Этим шагом была ликвидирована двойственность подчинения армейской авиации Военно-воздушным силам и Сухопутным войскам, что тормозило ее организационное развитие и боевое применение.
В этой войне вертолеты проявили себя как высокоэффективное и мощное тактическое средство авиационной поддержки войск. Ни одна военная операция не проводилась без участия армейской авиации. Без поддержки вертолетов войска несли необоснованно большие потери, и цели действий обычно не достигались.
Повышение роли армейской авиации в Афганистане можно проследить по динамике изменения ее вертолетного парка. Так, вертолетная группировка в составе ВВС 40-й армии увеличилась к концу войны по сравнению с начальным ее этапом в 3 раза: со 110 вертолетов до 331. В ходе войны также изменялся качественный состав группировки вертолетов. Если в начальный период боевых действий в ней насчитывалось 52 боевых вертолета, то к концу войны — 229 единиц.
Успешность выполнения боевых задач в значительной степени зависела как от природно-климатических условий, так и от состояния и эффективности системы ПВО противника. Это в свою очередь обусловливало необходимость повышения надежности авиатехники, мощности вооружения и боевой живучести, изменения организации боевой подготовки кадров, системы управления, взаимодействия и обеспечения. Иными словами, война в Афганистане затронула все области строительства армейской авиации.
В целях повышения живучести от воздействия ПЗРК противника вертолеты стали оборудоваться средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Так, на 1 января 1983 года средства РЭБ имели 82 проц. вертолетов, а после 1986 года уже 98 проц. Это позволило в значительной степени сократить боевые потери.
Для снижения потерь вертолеты перешли к полетам на предельно малой высоте и к ночным боевым действиям. Так, командир 181-го отдельного вертолетного полка полковник В.А. Белов для снижения потерь со второй половины 1980 года подготовил летный состав к выполнению ночных полетов. А при проведении операции «Тропа» (проводка колонн) вертолетчиками были успешно применены приборы ночного видения.
При эксплуатации вертолетов в особых условиях для исключения небоевых потерь (по оценке специалистов, в Афганистане они составляли до 60 проц. всех потерь) в 1985 году учеными Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина Г.А. Самойловым и М.Н. Елькиным была разработана «Памятка по практической аэродинамике вертолетов Ми-8МТ и Ми-24, а в середине 1990-х годов в стенах этой же академии была выполнена НИР под руководством доктора исторических наук, профессора А.Г. Первова. Исследователи вскрыли основные причины этого вида потерь армейской авиации в вооруженных конфликтах и подготовили практические рекомендации по их исключению.
Следует отметить, что небоевые потери в сложных природно-климатических условиях характерны и для армейской авиации США. Например, в операции многонациональных сил в Ираке «Буря в пустыне» (1991) коэффициент готовности вертолетов группировки войск, находившихся в Саудовской Аравии, составлял всего 0,4—0,6, тогда как на континентальной части США он достигал 0,9 и выше. Низкий коэффициент исправности объяснялся частыми отказами двигателей и бортового оборудования вертолетов из-за большой запыленности и высокой температуры наружного воздуха. В связи с этим армейская авиация США потеряла только в этом конфликте в авиакатастрофах около 25 вертолетов.
Определенное влияние на строительство и боевое применение армейской авиации оказал опыт, приобретенный в ходе боевых действий в Чеченской Республике. Вертолеты применялись в основном тех же типов, что и в Афганистане, однако имели место особенности, связанные с характером создания группировки армейской авиации, повышением ее роли в достижении целей боя и ростом значимости обеспечивающих действий.
Так, характер создания группировки армейской авиации в Чечне отличался от прежних конфликтов тем, что она формировалась на основе штатных частей и подразделений Северо-Кавказского военного округа мирного времени. В 1994—1996гг. она создавалась на основе разрабатывавшегося плана операции, в 1999 году — вынужденно и в кратчайшие сроки. В Чечне наблюдалось значительное повышение роли армейской авиации в достижении целей боя. Например, 22 марта 1996 года боевики при поддержке танков пытались деблокировать город Аргун со стороны Шали и Гудермеса, но появление армейских «вертушек» предопределило провал этой вылазки. Летчики армейской авиации ПТУРами «Штурм-В» уничтожили 9 танков и бронемашин, а авиационными ракетами и огнем стрелково-пушечного вооружения довершили разгром боевиков, начатый федеральными войсками.
Опыт боевых действий армейской авиации в Чечне показал необходимость выделения более значительных сил для ведения обеспечивающих действий. Количество обеспечивающих сил и средств по отношению к основной группе в боевом порядке существенно возросло: с 20—40 проц. по опыту боевых действий в Афганистане до 80—90 проц. в Чечне. Иными словами, на пару вертолетов основной (ударной, десантной) группы требовалось до двух звеньев обеспечивающих сил. Возросла роль и высокоточного оружия. Произошел переход в решении задач армейской авиации от бомбоштурмовых ударов к точечным ракетно-пушечным ударам с применением ПТУР типа «Штурм-В» или «Атака». Удары наносились боевыми вертолетами Ми-24 и Ка-50 по разведанным объектам противника (складам, базам, учебным центрам).
Войны и вооруженные конфликты начала XXI века подтвердили правильность курса на повышение роли армейской авиации в бою и сражении. Так, в военных действиях США в Афганистане (2001) и в Ираке (2003) нашел широкое применение американский ударный вертолет АН-64 «Апач-Лонгбоу», который может осуществлять целеуказание ударным группам в любых условиях обстановки, а также самостоятельно поражать цели. Это влияет на концепцию применения армейской авиации в общевойсковом бою, обусловливает необходимость глубокой модернизации имеющихся средств вооруженной борьбы.
Опыт боевого применения армейской авиации в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности показывает, что в ее строительстве все более возрастает роль вертолетов с высокоточным вооружением и беспилотных летательных аппаратов. Это, в частности, проявилось в период войны в зоне Персидского залива (1991), военных действий США и НАТО в Югославии (1999) и в антитеррористической операции в Афганистане (2001). Применение американской армейской авиацией новых систем высокоточного оружия позволило избежать привлечения крупных группировок наземных войск для проведения наступательных операций и свести потери личного состава к минимуму.
Таким образом, в локальных войнах и вооруженных конфликтах накоплен богатейший опыт боевого применения как зарубежной, так и отечественной армейской авиации. Он является основой для определения направлений ее дальнейшего строительства, оптимизации ее структуры, совершенствования основ боевого использования, улучшения вертолетной техники и вооружения, системы подготовки кадров.