14 Сентябрь 2007
Усовершенствованный боевой вертолет Белл 209 AH-1W «Супер Кобра»
Posted by admin under: Bell .
В мае 1966 г фирма «Белл» начала разработку двухдвигательного вертолета AH-1J «Си Кобра», являющегося усовершенствованным вариантом вертолета AH-1G, для корпуса морской пехоты США, заказавшего первоначально 49 вертолетов.
Применение силовой установки из двух ГТД большей мощности в сочетании с новым несущим винтом с увеличенными диаметром (до 14,63 м) и хордой лопастей обеспечивало улучшение летных характеристик и повышение безопасности эксплуатации с авианосцев, а также увеличение боевой нагрузки до 900 кг, что позволило использовать турельную установку ХМ-187 с трехствольной пушкой калибром 20 мм и различные варианты вооружения, подвешиваемого под крылом.
Первый серийный вертолет AH-1J со спаренными ГТД Пратт-УИТНИ РТ6Т-3 «Туин Пэк» взлетной мощностью 1340 кВт/1800 л. с. совершил первый полет 14 октября 1970 г , а уже с февраля 1971 г боевые вертолеты AH-1J стали использоваться во Вьетнаме в боевых действиях корпуса морской пехоты, которому было поставлено 63 вертолетов. В 1972 г для вооруженных сил Ирана были заказаны 202 вертолета AH-1J, поставки которых были завершены в 1977 г. Первые 140 вертолетов были такими же, как для корпуса морской пехоты США, последующие 69 были вооружены ПТУР «Toy». В 1976-1977 гг. поставлено 8 вертолетов AH-1J с ПТУР «Toy» для Южной Кореи. Позже были разработаны новые модификации вертолета AH-1J.
Белл 309 «Кинг Кобра» — опытный боевой вертолет для испытания вооружения и систем, предназначенных для новых модификации. На средства фирмы было построено два опытных вертолета, которые проходили летные испытания в 1971—1972 гг. , один из вертолетов потерпел аварию. Вертолет был предназначен для действии против бронетанковых средств и был рассчитан на эксплуатацию в сложных метеорологических условиях.
Он имел большие размеры и вес, чем вертолет «Хьюкобра», отличаясь от него несущим винтом диаметром 14,65 м. и лопастями с очень большой хордой, 0,83 м, и стреловидными законцовками. Рулевой винт также отличался большим диаметром и лопастями с большей хордой и стреловидными законцовками. Вертолет был вооружен трехствольной пушкой калибром 20 мм (предусматривалась установка пушки калибром 30 мм) и 16 ПТУР (или НАР). Рассматривалась возможность установки на вертолете противорадиолокационных ракет Дженерал Даинемикс MRAM/HARM. На вертолете использовалась система управления огнем со стабилизированным прицелом со сменной оптикой и лазерным дальномером, системой отображения данных на уровне остекления и мини-ЭВМ для вычисления баллистических данных, система ночного видения с использованием телевизионной системы, работающей при малом уровне освещенности; радиолокационный высотомер и система программирования запуска оружия.
АН-1Т «Си Кобра», — усовершенствованный вариант для корпуса морской пехоты США с ПТУР «Toy» и системой управления с большей точностью наведения. Первый полет состоялся в мае 1976 г, поставки первых заказанных 57 вертолетов начались в октябре 1977 г. Всего было поставлено 126 вертолетов AH-1J и АН-1Т по программе общей стоимостью 578 млн. долларов, дополнительно было заказано 20 вертолетов. Цена последних вертолетов АН-1Т около 6,5 млн. долларов.AH-1W «Супер Кобра» — развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД Дженерал Электрик T700-GE— 401 взлетной мощностью по 1212 кВт/1625 л. с.; совершил первый полет 16 ноября 1983 г. Первый серийный вертолет AH-1W поставлен в марте 1986 г. для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т будут модернизированы в AH-1W. Общая стоимость программы производства и модернизации 116 вертолетов AH-1W оценивается в 1176 млн. долларов, в том числе НИОКР —16,8 млн. долларов; средняя цена вертолета AH-1W около 10,1 млн долларов.
AH-1W IWS (Integrated Weapon System) — модернизация с комплексной системой вооружения. Корпус морской пехоты предлагает модернизировать 225 вертолетов AH-1J, Т и W в модификацию 1W при средней цене модернизации одного вертолета 2—3 млн. долларов. Главная особенность вертолета — новая кабина экипажа с усовершенствованной
ЭВМ, цифровой картой и цветными многоцелевыми дисплеями для уменьшения загрузки летчика.
AH-1BW — модификация AH-1W с четырехлопастным несущим винтом и втулкой «тип 680» от вертолета Белл 412. Хорда лопастей 0,63 м; две лопасти могут складываться. Совершил первый полет 24 января 1989 г. Взлетная масса увеличена до 7620 кг, не превышаемая скорость до 370 км/ч, максимальная скорость до 315 км/ч, максимальная крейсерская скорость до 297 км/ч.
AH-1W «Веном» — развитие вертолета AH-1BW в соответствии с требованиями к боевому вертолету для вооруженных сил Великобритании. Снабжен вооружением для эксплуатации в условиях плохой видимости, ночью и для автономной навигации.
Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок, с узким поперечным сечением и удлиненной носовой частью. Кабина экипажа двухместная (стрелок сидит спереди, летчик — сзади). Для зашиты экипажа сиденья и боковые панели выполнены из брони NOROC, предусмотрена также защита наиболее ответственных элементов конструкции. В отсеке под носовой частью размещено электронное оборудование управления ПТУР «Toy». Стреловидное вертикальное оперение является пилоном рулевого винта. Стабилизатор размахом 2,11 м. с перевернутым профилем установлен на хвостовой балке впереди вертикального оперения.
Крыло размахом 3,23 м. среднерасположенное, стреловидное используется для внешней подвески вооружения на четырех узлах, каждый из которых рассчитан на крепление грузов массой 308 кг. Профиль крыла NACA 0024—0030, угол стреловидности по четверти хорд 14,5°, угол заклинения 14°.
Шасси неубирающееся лыжное, колея 2,13 м. Возможна установка колес для рулежки по земле.
Несущий винт двухлопастный, использован от вертолета Белл 214, но имеет лопасти с увеличенной до 0,84 м хордой и стреловидными законцовками. Втулка имеет эластомерные подшипники «ластофлекс» и тефлонные подшипники. Лопасти несущего винта имеют лонжерон из алюминиевого сплава с накладкой из нержавеющей стали. Профиль лопасти Вортманн FX63-H-098. Передаточное отношение оборотов несущего винта к двигателю 1 : 64,35
Рулевой винт двухлопастный, аналогичный рулевому винту вертолета Белл 214, но имеет увеличенные диаметр до 2,97 м. и хорду лопастей до 0,305 м. Передаточное отношение рулевого винта к двигателю 1 :13,708.
Силовая установка. Два двигателя Дженерал Электрик T700-GE-401 установлены сверху фюзеляжа в горизонтальном положении. Воздухозаборники боковые.
Сопла снабжены энжекторными устройствами для уменьшения уровня ИК-излучения. Двигатели имеют общий редуктор от вертолета Белл 214 ST. Сухая масса двигателя 194 кг.
Топливная система. В фюзеляже расположены два топливных бака общей емкостью 1153 л. Возможна установка двух дополнительных топливных баков емкостью по 378 л. или 296 л. Топливозаправочная горловина находится с левой стороны фюзеляжа, за кабиной экипажа. Емкость маслобаков 19 л.
Управление обеспечивается с помощью трех независимых гидравлических систем с давлением 20,7 мПа/215 кг/см2.
Электрическая система включает два генератора постоянного тока (28 В, 400 А) две батареи (24 Б, 34,5 А-ч) и 5 преобразователей.
Радиоэлектронное оборудование состоит из станции управления дециметрового диапазона AN/ARC-159 (V) 1, тактической станции с ЧМ AN/ ARC-159 (V) 1, переговорного устройства AN/AIC-18, системы Такан AN/ARN-84 (V), радиокомпаса дециметрового диапазона AN/ARA-50, гирокомпаса AN/ASN-75B, радиокомпаса AN/ARN—83, радиовысотомера AN/ARN-171 (V), системы опознавания AN/ARX—72 и маяка-ответчика AN/ ARN-154 (V). Предусмотрена возможность установки шифратора TSEC/KY-28 для системы связи и ЭВМ K1T-1A-TSEC Мк. X11. Дополнительное оборудование включает разбрасыватели ИК-ловушек SUU-4, дымовые гранаты М 118, разбрасыватели дипольных отражателей ALE-39.
Вооружение. Под крылом могут подвешиваться 8 ПТУР «Toy» или 8 ПТУР «Хеллфайр»; 76 НУР калибром 70 мм, 4 бомбы GBU-55B, 2 бомбы Мк.77, два контейнера GRU-2A с пушками калибром 20 мм или 16 НУР «Зуни» калибром 127 мм. Возможно использование 4 УР класса «воздух—воздух» A1M-9 «Сайдуиндер». Встроенное вооружение вертолета включает трехствольную пушку M197 калибром 20 мм с боезапасом 750 снарядов.