14 Сентябрь 2007
Bell 206 Ranger Многоцелевой вертолет
Posted by admin under: Bell .
В 1961 г. фирма Bell начала разработку легкого разведывательного и связного вертолета второго поколения по конкурсной программе армии США LOH (Liaison and Observation Helicopter).
Вертолеты LOH предназначались для замены легких разведывательных и связных вертолетов первого поколения Bell ОН-13 и Hiller ОН-23, снабженных одним ПД и имеющих экипаж из двух человек (летчика и наблюдателя) и крейсерскую скорость, ограниченную до 115 км/ч из-за малой мощности двигателя и плохих аэродинамических форм. Требованиями армии к вертолетам LOH предусматривалась максимальная полезная нагрузка 180 кг, крейсерская скорость 200 км/ч и максимальная продолжительность полета 3 ч. Вертолет LOH должен быть снабжен одним ГТД, экипаж должен также состоять из летчика и наблюдателя, но в кабине должны быть предусмотрены места еще для двух солдат. Предполагалась закупка в течение 6 лет 3000-3500 вертолетов LOH. В конкурсе по программе LOH участвовали 12 фирм, представивших 18 проектов, из которых в 1961 г. были одобрены три проекта фирм Bell, Hiller и Hughes, получивших контракты на постройку каждой из фирм по пяти опытных вертолетов и проведение 6000-часовых оценочных испытаний. Опытный вертолет ОН-4 с двухлопастными несущим и рулевым винтами, одним ГТД и лыжным шасси был представлен в 1963 г. на испытания, однако в 1965 г. лучшим был признан проект вертолета Hughes OH-6A, отличавшийся высокой весовой отдачей и меньшими размерами. В результате фирма Hughes получила контракт на производство 1434 вертолетов, поставленных в 1966-1970 гг. Однако фирма Bell не сдалась, она построила новый опытный экземпляр, который обозначила как Model 206A Jet Ranger. Он впервые поднялся в воздух 10 января 1966г. и в этом же году был запущен в серийное производство для гражданских потребителей, став базовым для большого числа военных и гражданских модификаций. Вскоре оказалось, что вертолеты фирмы Hughes оказались недостаточно пригодными для эксплуатации в армейских подразделениях, поэтому армия была вынуждена организовать вновь конкурс вертолетов Bell OH-4 и Hiller ОН-5, из которых теперь лучшим был признан вертолет OH-4. Фирма Bell получила в 1968г. контракт на серийное производство 2200 вертолетов под обозначением ОН-58А Kiowa, отличавшегося от Jet Ranger большим диаметром несущего винта, мелкими изменениями во внутренней компоновке и установкой военного электронного оборудования. Всего, включая гражданские модификации, фирмой Bell было построено более 8000 вертолетов Bell 206. Модификации вертолета: Bell 206А Jet Ranger I — легкий административный вертолет с одним ГТД Allison 250-C18 взлетной мощностью 236 кВт. Первый опытный вертолет начал проходить летные испытания в январе 1966 г, серийно производился с конца 1966г. в США, где было построено 685 вертолетов, и с 1967 г. по лицензии в Италии фирмой Agusta. Bell 206В-1 Jet Ranger II — легкий административный вертолет, развитие вертолета Bell 206А с ГТД Allison 25С-С20, взлетной мощностью 296 кВт. Построено в США с 1972 г. 1535 вертолетов, производился по лицензии в Италии фирмой Agusta, построившей 812 вертолетов АВ206А и АВ206В-1. ОН-58А Kiowa — легкий разведывательный и связной вертолет с ГТД Allison Т63А-700 мощностью 236 кВт, для армии США, которой было поставлено 2288 вертолетов в 1968-1973 гг. ТН-57А Sea Ranger — тренировочный вертолет для первоначального обучения для флота США, модификация ОН-58А с двойным управлением и дополнительным оборудованием; поставлено 173 вертолета в 1967-1981 гг. СН-136 Kiowa — легкий разведывательный и связной вертолет для канадских вооруженных сил, модификация ОН-58А; поставлено 74 вертолета. ОН-58B Kiowa — модификация ОН-58А для Австрии; поставлено 12 вертолетов в 1976 г. OH-58C Kiowa — модификация с ГТД Allison 250-C20B с увеличенной мощностью до 313 кВт и усовершенствованным оборудованием. Bell 206В Jet Ranger III — развитие вертолета Jet Ranger II с теми же размерами несущего винта и фюзеляжа, но с ГТД Allison 250-C20B мощностью 313 кВт. Серийно производился с 1977 г. в США, где было построено 1615 вертолетов, по лицензии в Италии, где было построено 300 вертолетов, и в Канаде, где было построено 275 вертолетов. ТН-57В Sea Ranger — тренировочный вертолет доя первоначального обучения с усовершенствованным оборудованием, является вариантом вертолета Bell 206B Jet Ranger III; флотом США заказан 51 вертолет, поставки завершены в 1985 г. Дополнительно флотом заказано 89 вертолетов ТН-57С, снабженных оборудованием для полетов ночью. Bell 206L Long Ranger — развитие вертолета Jet Ranger II с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28 м и ГТД Allison 250-С20В мощностью 313кВт. Совершил первый полет 11 сентября 1974 г, серийно производился с 1975 г. в США и по лицензии в Италии. В последующем с 1981 г. производились модификации 206L Long Ranger II, III, и IV с ГТД Allison 250-С30 с увеличенной взлетной мощностью до 485 кВт, максимальной взлетной массой 1882 кг и улучшенными летными характеристиками. С 1986 г. серийное производство вертолетов Long Ranger переведено в Канаду, где было построено более 600 вертолетов. Bell 400 Twin Ranger — развитие вертолета Bell 206L с двумя ГТД Allison 250-C20 взлетной мощностью по 310 кВт, и максимальной взлетной массой 2495 кг. Отличается увеличенной по размерам кабиной, в которой могут разместиться летчик и шесть пассажиров, и улучшенными аэродинамическими обводами фюзеляжа. Снабжен четырехлопастным несущим винтом с эластомерными шарнирами и двухлопастным рулевым винтом с кольцевым ограждением. Совершил первый полет в 1984 г, разрабатывался отделением фирмы Bell в Канаде. Построено 4 опытных вертолета. Разрабатывались также боевой вариант вертолета Bell 400 Combat Twin с вооружением и модификация Bell 440, конструкция которого выполнена в основном из композиционных материалов. Bell 206LT Twin Ranger — развитие вертолета Bell 206L с двухлопастным несущим винтом и двумя ГТД Allison 250-C20B взлетной мощностью по 330кВт. Совершил первый полет в 1991 г. Производится серийно в США. Bell 406 Kiowa Warrior — ударный вариант ОН-58. TH-67 Creek — учебно-тренировочный вертолет для армии США. HKP.6 — шведский противолодочный вертолет на базе Bell 206L. Основные тактико-технические характеристики: Год принятия на вооружение — 1967 Диаметр главного винта — 10,16 м Диаметр хвостового винта — 1,65 м Длина — 9,50 м Высота — 2,91 м Масса, кг — пустого — 840 — максимальная взлетная — 1520 Внутренние топливо — 344 л Тип двигателя — 1 ГТД Allison 250-C20J Мощность — 320 л.с. Максимальная скорость — 225 км/ч Крейсерская скорость — 216 км/ч Практическая дальность — 748 км Дальность действия — 608 км Скороподъемность — 384 м/мин Практический потолок — 4115 м Статический потолок — 3900 м Экипаж — 1-2 чел Полезная нагрузка: 3 пассажира или 2 носилок или сидячих раненных и один сопровождающий или 680 кг груза.