14 Сентябрь 2007
NH Industries NH-90
Posted by admin under: Eurocopter .
Разработка вертолета началась в 1984 году после выработки министерствами обороны Франции, Германии, Италии, Нидерландов и Великобритании требований к перспективному вертолету для армий и ВМС стран НАТО. Вертолет получил обозначение NH-90 (NATO Helicopter) — вертолет для НАТО.
В 1987 году Великобритания отказалась от участия в программе разработки вертолета. В 1992 году был образован консорциум «NH Индастриз», в который вошли фирмы «Агуста» (26.9%), «Еврокоптер Дойчланд» (24%), «Еврокоптер Франс» (42.4%) и «Фоккер» (6.7%). Планируется постройка пяти опытных вертолетов для летных и одного вертолета для статических испытаний. Первый опытный вертолет построен во Франции и совершил первый полет 18 декабря 1995 года. Поставки первых серийных вертолетов запланированы после 2000 года. Предполагается построить 544 вертолета в транспортном варианте для армий Франции, Германии/ Италии и Нидерландов и 182 вертолета в морском варианте для ВМС этих стран.
Разработаны две модификации вертолета: тактический транспортный вертолет ТТН (Tactical Transport Helicopter) — оборудован опускаемой рампой в задней части фюзеляжа; вертолет корабельного базирования NFH (NATO Fregat Helicopter) — для борьбы с подводными лодками и надводными целями, также может использоваться в качестве поисково-спасательного и транспортного. На вертолете для ВМС Италии возможна установка двигателей Дженерал Электрик Т700-Т6Е.
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж имеет конструкцию, выполненную целиком из КМ; для уменьшения эффективной поверхности рассеивания при облучении РЛС боковые поверхности фюзеляжа сделаны в виде плоских граней, как на БМП; наиболее важные узлы и агрегаты надежно защищены.
Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей, с титановой втулкой и эластомернымм упругими элементами; лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.65м, изготовлены из КМ, на морском варианте вертолета лопасти автоматически складываются.
Рулевой винт диаметром 3.3м, четырехлопастный, бесшарнирный; лопасти с хордой 0.32м, изготовлены из КМ и по конструкции подобны лопастям несущего винта.
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей RTM 322-01/9. Система управления двигателями цифровая FADEC. Сухая масса двигателя 240кг; длина 1.17м; диаметр 0.6м.
Топливная система включает протектированные топливные баки, самозатягивающиеся при попадании пуль калибра 12.7мм, размещаются в нижней части фюзеляжа.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, убираемое, безопасно разрушаемое, передняя опора двухколесная, основные — одноколесные.
Система управления четырехканальная, электродистанционная, с боковыми рукоятками управления.
Электронное оборудование включает несколько БЦВМ, связанных между собой двумя сверхскоростными шинами передачи данных. MIL-STD-1553B, систему диагностики и контроля бортового оборудования, навигационную систему, автопилот; в состав БРЭО морского варианта дополнительно входят по-исковая РЛС кругового обзора, опускаемая гидроакустическая станция, сбрасываемые радиогидроакустические буи РГБ, детектор магнитных аномалий, системы постановки радио- и ИК-помех; в состав БРЭО транспортного варианта входит метео-РЛС.
Вооружение. Транспортный вариант может нести ударное вооружение (НАР, подвесные контейнеры с пушками или пулеметами), морской вариант — самонаводящиеся противолодочные торпеды, глубинные бомбы, УР класса «воздух-воздух» общим весом до 700кг.
Как и многоцелевой вертолет ЕН-101 консорциума ЕНI, вертолет NH-90 разрабатывается консорциумом NH Industries сразу в двух вариантах:
ТТН-90 — тактический транспортный вертолет для десантирования войск и транспортировки грузов, оружия и боевой техники в зоне боевых действий;
NFH-90 — палубный противолодочный вертолет для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями и проведения поисково-спасательных операций.
Разработка вертолета ведется с 1992 года, первый опытный образец совершил первый полет 18 декабря 1995 года. Начало серийного производства планируется после 2000 года. Страны-участницы консорциума (Франция, Италия, Германия и Нидерланды) планируют закупить 726 вертолетов NH-90 обеих модификаций.
NH-90 относится к вертолетам одновинтовой схемы. Он имеет четырехлопастные несущий и рулевой винты, трехстоечное убирающееся в полете колесное шасси и двухдвигательную силовую установку. В конструкции фюзеляжа широко применяются композиционные материалы, что позволило снизить массу вертолета на 20% по сравнению расчетной, а количество деталей — на 70% и уменьши радиолокационную сигнатуру. Кроме того, для снижения заметности вертолета в радиолокационном диапазоне электромагнитных волн боковая поверхность фюзеляжа образ вана плоскими панелями, расположенными под утлом др к другу, что обеспечивает отражение радиолокационных сн налов вверх или вниз и резко снижает формирование потока электромагнитной энергии, направленной на облучающую РЛС.
В зависимости от назначения вертолета, в кабине экипажа оборудуется 2-4 рабочих места для членов экипажа. В транспортном варианте в грузовой кабине обеспечивается перевозка до 20 десантников с оружием или до 2т груза. При этом вертолет оборудуется задней грузовой рампой. В противолодочном варианте в грузовой кабине размещается специальное оборудование и вооружение.
Силовая установка состоит из двух турбовальньгх двигателей RTM 322 производства фирм Rolls-Royce и Turbomeca (взлетная мощность 1484кВт). Двигатели RТМ 322 имеют модульную конструкцию и снабжены электронно-цифровой системой управления со встроенным контролем и поиском неисправностей. Эта система управления обеспечивает оптимизацию характеристик двигателей на всех режимах работы. В целях обеспечения высокой боевой живучести и безопасности полетов двигатели имеют чрезвычайный режим, позволяющий продолжать полет в случае полного отказа одного из них. В местах крепления силовой установки вмонтированы бронзовые хомуты и сетчатые металлические покрытия для защиты от грозовых разрядов. Вместимость протектированных топливных баков составляет 1900кг.
Особенности конструкции вертолета NH-90
1 — электронная система индикации в кабине самолета; 2 — совершенные профилировка и форма в плане лопастей несущего винта; 3 — пулестойкие лопасти из композиционного материала; 4 — электродистанционная система управления полетом; 5 — втулка с зластомерными подшипниками; 6 — два двигателя и вспомогательная силовая установка; 7 — бесмарнирный безопасно расположенный рулевой винт; 8 — грузовая рампа, устанавливаемая по желанию заказчика; 9 — неразрушающиеся топливные баки; 10 — большие сдвижные двери; 11 — убираемые в полете опоры шасси с повышенной энергоемкостью; 12 — фюзеляж, в основном из композиционного материала, с формой, способствующей снижению заметности летательного аппарата в радиолокационном диапазоне
Состав бортового радиоэлектронного оборудования зависит от предназначения вертолета. Основу этого оборудования составляют быстродействующие ЭВМ, связанные между собой двумя сверхскоростными шинами передачи данных. Оба варианта вертолета снабжены навигационной системой, автопилотом, системой диагностики и контроля бортового оборудования, системой отображения информации на шлеме летчика, станции KB и УКВ связи. Противолодочный вертолет оборудован дополнительно многофункциональной поисковой РЛС с дальностью обнаружения 360км и зоной обзора 360°, инфракрасной станцией, магнитным обнаружителем, опускаемой гидроакустической станцией и сбрасываемыми радиогидроакустическими буями.
Вооружение противолодочного вертолета состоит из противолодочных торпед «Мурена», Мк.46 или А244, противокорабельных ракет АМ-39 «Экзосет» и глубинных бомб. Общий вес боевой нагрузки составляет 700кг. Транспортный вертолет может нести такие виды подвесного вооружения, как пусковые установки неуправляемых ракет, подвесные пушечные или пулеметные установки.
Технические данные NH-90
Силовая установка: 2 x ГТД RTM 322-01/9 взлетной мощностью 1484кВт, диаметр несущего винта: 16.3м, длина с вращающимися винтами: 16.3м, высота с вращающимся рулевым винтом: 5.44м, взлетный вес: 10000кг, вес пустого: 5400кг, максимальная скорость: 290км/ч, крейсерская скорость: 259км/ч, динамический потолок: 4250м, дальность полета: 1204км, полезная нагрузка: 2000кг