14 Сентябрь 2007

РОССИЙСКАЯ ВЕРТОЛЕТНАЯ ТЕХНИКА ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛЬЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ СПРОСОМ

Posted by admin under: Сегодня и завтра .

Эксперты оценивают мировой рынок вертолетостроения до 2015 г. в размере 65-70 млрд. долларов. Россия может рассчитывать на 10-15% этого «пирога» в том случае, если предложит необходимую потребителям технику и удовлетворит их запросы по ЛТХ, комплектации и другим характеристикам. Работать в этом направлении предстоит формируемому вертолетостроительному холдингу.

На выставке «МАКС-2005″ генеральный директор ОПК «Оборонпром» Денис Мантуров рассказал о ходе создания вертолетостроительного холдинга. В день открытия салона, 16 августа, состоялось внеочередное собрание акционеров «Оборонпрома», на котором, основываясь на результатах оценки имущественных взносов, было принято решение об увеличении уставного капитала корпорации на сумму 2,8 млрд. рублей.

ХРОНИКА КОРПОРАТИВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Государство вносит в уставный капитал «Оборонпрома» 31% акций Московского вертолетного завода, 38% акций Московского машиностроительного завода «Вперед», 60% акций Ступинского машиностроительного производственного предприятия и 49% акций Улан-Удэнского авиационного завода. Кроме того, «Рособоронэкспорт» вносит 14% акций Улан-Удэнского авиационного завода и денежные средства в размере 591,4 млн. рублей, Республика Татарстан — 29,92% принадлежащих ей акций Казанского вертолетного завода, а ОАО «Роствертол» — денежные средства в размере 144 млн. рублей. По итогам размещения дополнительной эмиссии уставной капитал «ОПК «Оборонпром» увеличивается до 4,299 млрд. рублей. В собственности государства в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ закреплено 51% акций от уставного капитала «Оборонпрома», в хозяйственном ведении ФГУП «Рособоронэкспорт» — 31,13%, в собственности Республики Татарстан — 15,07%, ОАО «Роствертол» — 2,79%.

«Ансат-2РЦ» — новичок в модельном ряду Казанского вертолетного завода.
Фото Ильи КЕДРОВА

Как заметил Денис Мантуров, дополнительная эмиссия является ключевым этапом в реализации государственной политики по созданию интегрированной структуры в вертолетостроительной отрасли. Для решения общих текущих задач в структуре корпорации создается совет вертолетного холдинга, в состав которого войдут генеральные директора предприятий «милевской» кооперации. В компетенцию совета входят вопросы распределения оптимальной загрузки по предприятиям, аккумулирования средств путем создания фондов для решения общих задач в сфере научно-технического развития, производственного перевооружения предприятий, а также НИОКР, маркетинг и некоторые другие.

Касаясь вопроса о вхождении фирмы «Камов» в состав вертолетостроительного холдинга, Денис Мантуров отметил, что говорить об этом можно будет в конце сентября — начале октября. Генеральный директор также рассказал о тех задачах, которые возложены на ОПК «Оборонпром» как на управляющую компанию холдинга. Это, в частности, распределение Гособоронзаказа по предприятиям; серийное освоение новых типов вертолетов и других видов продукции; централизованное формирование заказов на сырье и материалы; концентрация средств для технического перевооружения и технологического совершенствования; объединение ресурсов для участия в крупных международных тендерах и успешного конкурирования на мировом рынке; организация совместных разработок и производства авиационной техники. Также в компетенцию «Оборонпрома» входит оптимизация внутрикорпоративной работы, включая договорные отношения, ведение совместной маркетинговой, рекламно-выставочной деятельности, создание единой информационно-аналитической среды, реализация научно-технической и производственной функций, использование единых процедур в повседневной жизни предприятий. При этом, как подчеркнул гендиректор, передача функций головного исполнителя производственных контрактов на ОАО «ОПК «Оборонпром» не предусматривается. Предприятия, входящие в корпорацию, сохраняют имеющиеся у них в настоящее время права по исполнению государственного оборонного заказа, по участию в сфере ВТС, по реализации других программ и направлений деятельности, приносящих прибыль.

Денис Мантуров обрисовал задачи вертолетостроительного холдинга на среднесрочную (до 2007 г.) и долгосрочную (до 2010 г.) перспективы. По его словам, в ближайшие два года необходимо провести модернизацию поставленных за рубеж милевских машин, довести Ми-34 до коммерчески конкурентоспособного состояния, обеспечить выпуск и экспортные поставки вертолетов Ми-35, Ми-17, Ми-26, «Ансат», завершить разработку, испытания и сертификацию новых вертолетов, модернизировать элементы трансмиссии Ми-17, Ми-28, Ми-35, провести международную сертификацию Ми-171, Ми-172, Ми-26ТС. В целом задачу среднесрочной перспективы можно охарактеризовать как сохранение и усиление позиции вертолетов марки «Ми» на мировом рынке. Для этого необходимо также создать региональные центры по технической поддержке и ремонту вертолетов в Венесуэле, Индии, Словакии и других странах, а также лизинговую систему поставок вертолетов.

В долгосрочной перспективе холдинг, по замыслу руководства, должен развернуть серийное производство Ми-38 и многоцелевого вертолета взлетной массы 5,5 тонн типа Ми-54, завершить поставки вертолетов Ми-28Н для российских Вооруженных Сил и начать передавать военным Ми-383, приступить к экспортным поставкам Ми-28НЭ, Ми-38 и Ми-34. К 2010 г. намечено добиться увеличения объема выпуска продукции по сравнению с нынешним годом в 1,5 раза на сумму не менее 700 млн. долларов.

Для сохранения позиций на рынке необходимо вести работу и по созданию новой техники. В планах холдинга — реализация программ создания перспективного ударного вертолета, вертолета грузоподъемностью до 10-12 тонн, транспортного конвертоплана грузоподъемностью 6 тонн, многоцелевого вертолета с дальностью полета более 1200 км, а также беспилотных многоцелевых вертолетов на базе машин существующего и перспективного модельного ряда.

ВСЯ ВИНТОКРЫЛАЯ РАТЬ

Как отметил генеральный конструктор Московского вертолетного завода Алексей Самусенко, на сегодняшний день под маркой «Ми» выпускаются серийно или конструируются вертолеты всех классов, которые могут понадобиться заказчикам в России и за рубежом. По сравнению с предыдущим салоном в Жуковском в модельном ряду вертолетостроителей произошли заметные изменения. Сейчас проходят заводские сертификационные испытания Ми-38. Как заявил генеральный директор МВЗ Андрей Шибитов, совместно с Казанским вертолетным заводом разработаны предложения по подготовке этого вертолета к серийному производству в конце 2008 — начале 2009 гг. Ведутся консультации с потенциальными заказчиками, так что, по утверждению гендиректора МВЗ, имеются хорошие перспективы по поставкам этой машины не только на внутренний, но и на внешний рынки. Генеральный директор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев сообщил, что Ми-38 (это показали начавшиеся испытания) будет иметь большую грузоподъемность, чем первоначально предполагалось. Однако еще предстоит выполнить большой объем работ по доводке машины. В частности, это касается двигателей. Установленные на Ми-38 моторы фирмы Pratt&Whitney PW-127T/S являются самолетными — и их нужно адаптировать под вертолет.

Не сдает своих позиций и семейство Ми8/17. 27 июля Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал дополнение к сертификату соответствия вертолета Ми-171А1 в транспортном варианте. Чуть раньше, в июне, в Бразилии эта машина была сертифицирована в пассажирской версии. Этот самый распространенный в мире вертолет находится в стадии постоянного совершенствования: сегодня КВЗ реализует его с силовой установкой ВК-2500, ведутся работы по новой несущей системе, обновлению бортового оборудования (вертолет с новой кабиной должен появиться уже в следующем году). В результате модернизации машина будет иметь совершенно другие характеристики. По мнению генерального директора Улан-Удэнского авиационного завода Леонида Белых, Ми-8/17 будет востребован еще 15-20 лет.

Получил новую жизнь и «старичок» Ми-2. По заказу Министерства обороны РФ на «Роствертоле» восстановлены 22 вертолета Ми-2, которые будут использоваться как учебные в Сызранском военном авиационном институте. В 2006 г. ВВС планирует заказать еще около 10 таких машин. Существует и более совершенный вариант этого легкого вертолета — Ми-2А. Его предполагается оснастить более мощными двигателями, новой несущей системой и агрегатами винтомоторной группы, современным навигационно-пилотажным оборудованием. Как подчеркнул генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь, на Ми-2А имеется спрос на внешнем рынке, не исключено, что в ближайшее время будет подписан контракт на поставку 12 таких машин для ВМС Индонезии.

Тяжеловес Ми-26 также обновляется. «Роствертол» совместно с МВЗ им. Миля реализует программу модернизации гиганта для обеспечения его круглосуточного применения, которая предусматривает оснащение машины новым комплексом БРЭО, адаптацию приборного и светотехнического оборудования для использования экипажем очков ночного видения и сокращения экипажа до двух человек — командира и второго летчика-штурмана. Модернизированный Ми-26 получил обозначение Ми-26Т2. В первом квартале 2006 г. начнется поставка этих машин в Венесуэлу.

В секторе боевых вертолетов также заметны положительные тенденции. Начат серийный выпуск «Ночного охотника» Ми-28Н, российские военные получили первые образцы Ми-24ПН, которые летают на Северном Кавказе. По словам генерального директора «Роствертола» Бориса Слюсаря, эксплуатация Ми-24ПН в войсках показала отличные боевые качества этих машин, однако выявила необходимость введения новых должностей, в частности инженеров-электронщиков. Гендиректор МВЗ Андрей Шибитов отметил, что имеется ряд интересных проектов по модернизации и поставке Ми-24 в страны Восточной Европы и Северной Африки. Наиболее совершенный экспортный вариант «крокодила» — Ми-35М. Его, созданного по заказу Венесуэлы, сейчас дорабатывают, чтобы представить индийским военным. Этот вариант будет иметь обозначение Ми-35МИ. В реализации проекта участвуют израильские фирмы.

КАЗАНСКИЙ ДЕБЮТАНТ

Стопроцентной новинкой салона «МАКС-2005″ стал легкий боевой вертолет «Ансат-2РЦ», созданный на КВЗ. Как рассказал Александр Лаврентьев, инициатором разработки этой машины выступил Анатолий Квашнин, бывший начальником Генерального штаба ВС РФ. Первоначально планировалось, что вертолет будет выполнять функции разведки и целеуказания. Однако осматривавшие его представители зарубежных государств выразили желание иметь такую машину в варианте легкого штурмового вертолета. По словам гендиректора КВЗ, «Ансат-2РЦ» вызвал большой интерес военных из стран Азии, Африки, Латинской Америки. Это не удивительно, поскольку эксплуатация «Ансата-2РЦ» будет обходиться в 2 раза дешевле, чем Ми-24. Штурмовой вариант машины получит в качестве вооружения крупнокалиберный пулемет и управляемое ракетное вооружение. Возможно, по требованию заказчиков машину адаптируют для применения управляемого оружия иностранного производства. Александр Лаврентьев сообщил, что перед МАКСом «Ансат-2РЦ» налетал 20 часов и на салоне состоялся первый публичный показ этой машины не только широкой публике, но и командованию ВВС РФ. Гендиректор КВЗ в беседе с корреспондентом «ВПК» отметил, что сегодня российских военных уже не смущает то, что в качестве силовой установки для вертолета использованы канадские двигатели PW-207К, поскольку, если ждать появления отечественных аналогов, поступление вертолета на вооружение ВВС РФ затянется на неопределенные сроки.

«Ансат-2РЦ» был создан по той же проверенной схеме, что и первый в мире штурмовой вертолет фирмы Bell AH-1G Huey Cobra. Силовая установка, бортовое оборудование, хвостовая балка которого были взяты от транспортного UH-1. В конструкции «Ансата-2РЦ» использовано 90% узлов «Ансата». Фактически, заново спроектирован и построен только фюзеляж. Такой подход позволил поднять вертолет в воздух менее чем через год после начала его постройки.

На сегодняшний день заявлены следующие характеристики «Ансата-2РЦ»: максимальный взлетный вес — 3500 кг, максимальная полезная нагрузка — 1000 кг, максимальная скорость — 300 км/ч, практический потолок — 5700 м, статический потолок — 3800 м, максимальная дальность полета — 520 км. Экипаж машины состоит из 2 человек — пилота и штурмана-оператора. Вооружение размещается на четырех узлах внешней подвески.

Быстрый переход

Рубрики

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Фотоподборка

    444











Выставки












    Рейтинги