21 Январь 2010
Ка-52
Posted by admin under: КА .
Фирма «Камов» выставила на суд общественности двухместную версию боевого ударного вертолета Ка-50 «Черная акула». В ночь перед презентацией винтокрылая машина получила название — «Аллигатор». «Образ аллигатора как нельзя кстати подходит Ка-52, машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника», — объяснил генеральный конструктор фирмы Сергей Михеев.
К созданию нового поколения боевых машин фирма «Камов» приступила в конце 1970-х годов. В 1982-м Ка-50 впервые совершил испытательный полет, а через четыре года выиграл тендер Министерства обороны.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50. Напротив, у двухместного Ка-52 появилось больше возможностей в ночном бою, он теперь способен работать в группе, в постоянном контакте с наземными командными пунктами. Этот вертолет впервые в мировой практике может дать бой воздушному противнику.
В разработке «Аллигатора» приняли участие иностранные компании. Французская «Thomson», например, изготовила радиоэлектронное оборудование и телевизоры.
Серийно Ка-52 будет производиться на Арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс», который в ближайшее время последует примеру фирмы «Камов» и войдет в состав ВПК «МАПО». Вступление в мощную группу, считают эксперты, создаст хороший инвестиционный климат для запуска в серию новой машины. Руководство ВПК «МАПО» в свою очередь подтвердило, что производство боевых вертолетов станет одной из приоритетных программ в концерне.
По одной из версий «Аллигатор» готовится как экспортный вариант, в то время как Ка-50 будет больше ориентирован на внутренний рынок.
В боевой авиации мира вертолеты подобного класса традиционно двухместные. «Черная акула» рассчитана на одного пилота, а роль оператора оружия по принципу одноместного самолета-истребителя выполняет автоматизированный бортовой комплекс. Ка-52, напротив, не противоречит сложившимся правилам и, кроме того, может выполнять функцию учебно-тренировочной машины.
По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: «Апач» (США), «Тайгер» (Германия-Франция), «Ройвалк» (ЮАР). По критерию «эффективность-стоимость» Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.
Вертолет Ка-52 может применяться для решения целого круга сложных задач: для уничтожения танков противника, для борьбы с медленнолетящими воздушными целями, для проведения разведки и поддержки сухопутных войск. Ка-52 сохранил практически все боевые возможности Ка-50, он находится на уровне лучших боевых вертолетов мира, хотя по некоторым летным показателям он все же уступает своему одноместному прототипу. Ка-52 имеет идентичное управление с двух рабочих мест. Оба пилота при необходимости могут взять на себя управление вертолетом и оружием.
На вертолете установлена система аварийного покидания вертолета. Она обеспечивает спасение двух членов экипажа практически во всех возможных в бою ситуациях. На Ка-52 установлены два катапультных кресла К-37 и система отстрела лопастей винтов. Ка-52 имеет большие боевые возможности при работе ночью и в сложных метеоусловиях, чем одноместный Ка-50. Размещение летчиков в кабине по схеме «бок о бок» упрощает взаимодействие членов экипажа, уменьшает время на принятие решения по физическому состоянию или катапультированию второго пилота. Фонарь двухместной кабины выполнен как на самолетах Су-24 и F-111, что обеспечивает экипажу хороший обзор и комфорт. По уровню бронирования кабины экипажа Ка-52 не имеет аналогов в мире. Боевой вертолет Ка-52 может рассматриваться как учебно-боевая машина, так как он решает проблему тренировки в воздухе экипажей «для себя» и для одноместного Ка-50.