14 Сентябрь 2007
AH-1Z King Cobra
Posted by admin under: AH .
Базовый вариант вертолета, «Хью Кобра», проектировался с учетом применения в Юго-Восточной Азии, но аппетит приходит во время еды: едва приняв на вооружение новый вертолет, военные начали искать возможности по использованию «Кобры» на европейском театре военных действий. В начале 60-х годов на вооружение армий большинства стран были приняты ПТУРы — новое и очень эффективное оружие для борьбы с танками.
Практически сразу же с принятием на вооружение сухопутных войск, ПТУРы попытались приспособить и на вертолеты. В США такие исследования проводились начиная с 1964 г. Огневые испытания проходили в рамках программы создания тяжелого вертолета поля боя. В случае успеха ПТУР планировалось вооружить боевой винтокрыл «Шайен». Ракеты выдержали испытания успешно, чего не скажешь о «Шайене», в 1971 г. конца работ по нему все еще не было видно. Как и в случае с промежуточным боевым вертолетом, белловские специалисты просчитали ситуацию и нашли, что лучшим решением в данном случае будет оснащение «Хью Кобры» ПТУР «Toy». Инженеры пошли гораздо дальше, чем просто установка на вертолет оптической прицельной системы ПТУР и узлов подвески для ракет. Вертолет, получивший фирменное обозначение модель 309 «Кинг Кобра», очень сильно отличался от AH-1G. Работы по нему велись в инициативном порядке на средства фирмы. К тому времени, когда началась проработка 309-ю, электроника достигла совершеннолетия и стала во многом определять боевую эффективность того или иного образца военной техники, С конца 60-х годов стоимость бортового электронного оборудования в общей стоимости боевого вертолета резко возрастает (стоимость БРЭО «Кинг Кобры» составляла примерно 30% от стоимости всего вертолета, а в вертолете XXI века RAH-66 «Команч» — уже 60%).
Инженеры фирмы решили, что среди важнейших требований к противотанковому вертолету будет обеспечение возможности вести боевые действия ночью. Без широкого применения новейших достижений электроники выполнить это требование было невозможно. На «Кинг Кобре» установили электронные системы, без которых современный боевой вертолет просто немыслим: инфракрасную систему обзора передней полусферы, лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионную систему, способную работать в условиях низкой освещенности, нашлемные прицелы летчика и стрелка, инерциальную навигационную систему, радиовысотомер. Причем все оборудование было завязано в единый комплекс и сопрягалось с системой управления оружием. Инфракрасная система обзора, которой пользовался в первую очередь стрелок, была продублирована телевизионной системой ночного пилотирования для летчика. При использовании только ИК системы ночью пилот начинал видеть окружающий мир глазами своего стрелка, так как при захвате цели тепловизор начинал ее отслеживать, соответственно и летчик вместо окружающей местности с различными препятствиями наблюдал за целью. Разделение каналов наблюдения для летчика и стрелка с тех пор на боевых вертолетах стало традиционным. Столь значительного объема применения электроники на летательном аппарате в практике фирмы «Белл» еще не было. Специалисты фирмы впервые столкнулись с проблемой комплексирования всей этой техники. Единых стандартов на структуру выходных сигналов электронных систем тогда еще не было, и электронщикам пришлось изрядно поломать головы. Сами системы для экономии времени и средств не создавались заново, а брались готовыми и при необходимости дорабатывались. Так, были использованы некоторые системы «Шайена» и истребителя F-15.
С отдельно взятой аппаратурой проблем не было, главной задачей было заставить ее работать в едином комплексе. Даже сейчас, когда разработаны специальные интерфейсы, объединяющие электронное оборудование, задача его правильной и надежной работы в комплексе по сложности вполне сопоставима с задачей проектирования самого летательного аппарата. Поэтому неудивительно, что собственно вертолет был готов раньше, чем его электронная начинка. В первый полет «Кинг Кобра» ушла с массо-габаритными макетами системы ночного видения и прицеливания. Тем не менее задача комплексирования электроники на «Кинг Кобре» была успешно решена, фирма приобрела поистине бесценный опыт по внедрению современных электронных систем на боевой вертолет, и этот опыт еще как ей пригодится в будущем. Для предотвращения потери прочности при пуске ПТУР «Toy», гораздо более мощных, чем НАР калибра 70 мм, была усилена конструкция планера, также несколько удлинена хвостовая балка, а на ее конце, в нижней части, для увеличения путевой устойчивости установили киль. Лопасти несущего винта подросли — стали длиннее больше чем на полметра, хорду лопасти тоже увеличили. В результате увеличились ометаемая площадь винта и коэффициент заполнения, соответственно возросла подъемная сила, что было очень важно из-за значительно возросшей взлетной массы. Вместо обычных подшипников во втулке несущего винта применили эластомерные.
Подверглась изменению и двигательная установка. «Кинг Кобру» в случае удачи предполагалось поставлять и армии, и ВМС США. Флот предъявлял к вертолетам требования, довольно сильно отличавшиеся от требований армии (более подробно о морских вариантax «Кобры» будет рассказано ниже), одним из которых было требование — установить два двигателя. Два построенных опытных вертолета «Кинг Кобра» отличались друг от друга именно двигательной установкой: вертолет, в перспективе предполагавшийся для армии, оснастили одним ТВД «Лайкоминг» T55-L-7 мощностью 2 850 л с., а для флота — двумя ТВД «Юнайтед Эйркрафт» Т400 В связи с установкой новых мощных двигателей понадобилось установить и новую трансмиссию, способную передавать на вал несущего винта мощность 2 000 л.с. Значительно возросла огневая мощь «Кинга». Пулемет на подфюзеляжной турели сменила трехствольная 20-мм пушка. Состав подвесного вооружения пополнился ПТУР «Toy» с оптическим наведением на цель или «Хеллфайр» с лазерным или оптическим наведением (до 16 ракет), перспективной вертолетной противорадиолокационной ракетой MRAMS/HARM, контейнером радиоэлектронной борьбы. Первым в сентябре 1971 г. начал проходить испытания морской вариант «Кинг Кобры», в 1972 г. начались летные испытания «Кинг Кобры», предназначавшейся для сухопутных войск. В ходе летных испытаний вертолет в пологом пикировании разгонялся до скорости 370 км/ч, перегрузка при маневрировании достигала 3G. Летные испытания не обошлись без происшествий: 11 апреля 1972 г. первый опытный вертолет (двухдвигательный вариант) был серьезно поврежден при грубой посадке. Экипаж не пострадал.
В 1972 г. программа разработки «Шайена» окончательно испустила дух. Тому были причины: в ходе летных испытаний разбились два винтокрыла, еще один сгорел при испытаниях в аэродинамической трубе, машина получилась очень дорогой — 5 млн долларов за один винтокрыл. Был объявлен конкурс на разработку такой машины. Особо оговаривалось, что новый истребитель танков должен быть недорогим и разработан в максимально короткие сроки. Участников на сей раз оказалось всего двое: фирма «Белл», предложившая «Кинг Кобру», и сравнения: один вертолет AH-1G стоил 528 000 долларов, «Кинг Кобра» — 1,7 млн). Короче говоря, армии США фирма «Сикорский» с вертолетом S-67 «Блэк Хоук». Победителя в конкурсе не было, военные посчитали, что ни один вертолет не сможет эффективно бороться с танками в условиях насыщенного средствами ПВО европейского театра военных действий (дешево и сердито не получилось). Командование авиацией армии США решило вести работы по принципиально новому противотанковому вертолету ААН (Advanced Attac Helicopter — перспективный ударный вертолет), в конечном итоге эти работы привели к принятию на вооружение противотанкового вертолета «Макдоннелл-Дуглас» АН-64А «Апач» — боевого вертолета второго поколения. Определенную роль сыграло и желание ВВС видеть в роли истребителей танков самолеты-штурмовики. Как раз в начале 70-х годов очень высокий приоритет в Пентагоне имела программа разработки самолета поля боя АХ, конкурс на который выиграла фирма «Фэйрчилд» создав штурмовик А-10А. Военный бюджет США потянуть одновременно две, по сути дублирующие друг друга, программы создания авиационных противотанковых систем, вертолета «Кинг Кобра» (или «Блэк Хоук») и штурмовика АХ, не мог. Выбор был сделан в пользу самолета.
Несмотря на то что «Кинг Кобра» не пошла в серийное производство, создание этого вертолета стало этапом и в линии разработки вертолетов семейства АН-1, и в мировом вертолетостроении в целом. Заинтересованность в покупке лицензии на сборку вертолетов AH-1W проявляют румыны. Как и все бывшие собратья по социалистическому лагерю, Румыния стремится в НАТО. Для этого надо перестраивать свои вооруженные силы под западные стандарты. Вооруженные силы намерены получить 96 вертолетов. В принципе, сделка могла бы состояться давно: Конгресс США не стал бы чинить препятствий продаже боевых вертолетов бывшему вероятному противнику, но хитрые румыны хотели получить от фирмы «Белл» лицензию на сборку вертолетов с правом последующей их продажи в третьи страны. Американцам очень не хотелось терять возможную прибыль, поскольку они вполне могут продать вертолеты и сами. Переговоры велись полтора года, и все же фирме «Белл» пришлось пойти на удовлетворение требований румын, чтобы застолбить рынок боевых вертолетов в Восточной Европе. Однако в 1999 г. на сделку наложил вето Международный валютный фонд, справедливо посчитав, что выделенные кредиты лучше направить не на закупку вертолетов, а на более «приземленные» нужды.