13 Сентябрь 2007
AH-1 Huey Cobra
Posted by admin under: AH .
Флот выдал фирме «Каман» задание на разработку вооруженного спасательного вертолета. Разработчики, взяв за основу прижившийся в ВМС UH-2A/B, установили на него подфюзеляжную турель ТАТ-102 — такую же, как и на опытной «Кобре», второго летчика заменили стрелком, и в результате получился боевой вертолет НН-2С.
Но не было в новом изделии изюминки, позволившей «Кобре» стать первой. НН-2С был добротно сделанной модификацией, подобной вертолету UH-1C, а никак не «Кобре». Инженерам «Камана» не хватило технической дерзости разработчиков «Кобры», столь радикально изменивших внешний вид машины. Они сделали то, что просили военные, и сделали неплохо, но заглянуть несколько далее пунктов технического задания не смогли. А ведь в «Белл» «Кобру» делали на свой страх и риск, а не по заказу. «Пасфайндер» был довольно экзотичен, сразу бросался в глаза высокий технический риск машины. S-61 был также не самых маленьких размеров; достаточно сказать, что вертолет под фирменным обозначением S-61 более известен как «Си Кинг». У «Кобры», помимо (тогда совсем не очевидных) достоинств, главным союзником было время. Старый добрый «Хью» был хорошо освоен войсками, достаточно успешно эксплуатировался в непростых вьетнамских условиях и, самое главное, был любим летчиками. В случае принятия на вооружение вертолета AH-1G армейцам не пришлось бы создавать систему снабжения нового вертолета, срок летных испытаний и процесса освоения «Кобры» в строевых частях значительно уменьшался, уменьшалась и степень риска при полетах на новом вертолете.
Горячим сторонником скорейшего принятия на вооружение боевого вертолета фирмы «Белл» был командующий американскими войсками во Вьетнаме генерал Уэстморленд. Летные испытания действительно проходили быстро, и уже через месяц после их начала на «Кобре» летали вместе с «фирменными» летчиками-испытателями и военные пилоты. В ходе летных испытаний основной упор делался не столько на проверку летных характеристик и безопасности полетов («Хью» летал давно и успешно), сколько на отработку вооружения и определение влияния пусков ракет на конструкцию и поведение вертолета в полете. Отзывы военных летчиков о новом боевом коне для воздушной кавалерии были преисполнены энтузиазма, особо отмечался великолепный обзор из кабины. Вертолет был более прост в управлении, чем «Хью», его устойчивость в полете на малых скоростях и на режиме висения также была лучше. В ходе испытаний было отмечено лишь незначительное превышение допустимого уровня вибраций, но это болезнь всех вертолетов. После доработки системы управления коллективным шагом вибрации вошли в норму, и модернизированная «Кобра» 25 ноября 1965 г. установила мировой рекорд скорости для вертолетов — 322 км/ч. Тем временем к концу октября от участия в конкурсе отказались фирмы «Пясецкий» и «Боинг-Вертол». Сравнительные летные испытания трех других конкурентов UH-2, S-61 и «Хью Кобры» начались в декабре 1965 г. в испытательном центре ВВС — авиабазе Эдварде, затем были продолжены в Форт-Силле и закончились в марте 1966 г. 11 марта был объявлен победитель — «Белл» AH-1G. Фирма «Белл» получила лакомый кусок — контракт на поставку 2 демонстрационных и 110 серийных вертолетов для армии США.
Через пару месяцев планируемое количество закупаемых «Кобр» для армии возросло до 200. Как говаривал небезызвестный Леня Голубков: «И это только начало». Вряд ли создатели нового вертолета в то время предполагали, какой успех выпадет на его долю и в каком количестве «Кобра» будет растиражирована. Работая над этой статьей, автор перекопал в библиотеке ЦАГИ гору авиационных журналов конца 60-х годов. Как сегодня, так и тогда в них полным-полно рекламы, только, в отличие от «общегражданских» журналов, рекламируются не памперсы-сникерсы, а вертолеты и самолеты. Так вот, реклама «Кобры» занимает в них очень скромное место. Позднее, в изданиях выпуска 70-80-х годов, цветные картинки с «лучшим в мире убийцей всего, что летает, ползает и двигается на и над полем боя», непревзойденной «Коброй», мозолят глаза в каждом журнале, вне зависимости от названия. В октябре 1966 г. начались летные испытания первого демонстрационного вертолета. От опытной «Кобры» он отличался неубираемым шасси и крыльями большего размаха с четырьмя узлами для подвески вооружения. Испытания прошли удачно, особых претензий у военных не было, и уже в июне 1967 г. первые серийные вертолеты AH-1G «Хью Кобра» сошли с конвейера завода фирмы «Белл». Летом этого же года опытный вертолет был представлен на Парижском авиационном салоне в Ле-Бурже. Демонстрационные полеты проводил шеф-пилот фирмы «Белл» Клем Бэйли. После закрытия салона вертолет совершил рекламное турне по ряду европейских стран. В Англии, в испытательном центре Боском-Даун, его облетали летчики-испытатели королевских ВВС и также дали ему высокую оценку. Для ускорения освоения нового вертолета