6 Январь 2009
Катастрофа вертолета Ка-25
Posted by admin under: КА .
В июле 1967 года во время парных ночных полетов на качке, упал в воду за кормой «Москвы» летевший первым вертолет Ка-25. Это случилось за один день до завершения заводского этапа испытаний комплекса авиационного вооружения корабля.
Летчик Игорь Николаевич Евдокимов спасся, а штурман Иван Ефимович Михайлов погиб. И.Е.Михайлов прошел всю войну, неоднократно летал к партизанам на оккупированные территории. Второй вертолет, ведомый летчиком Е.И.Ларюшиным, благополучно совершил посадку на полетную палубу. Испытания прервали. Причиной катастрофы установили нарушение контровки в механизме колонки несущих винтов вертолета. По программе заводских ходовых испытаний, кроме этих полетов не успели выполнить лишь полеты четверки вертолетов ночью на ходу и на качке. В августе 1967 года в Москве в Главном штабе ВВС собрали совещание, чтобы решить — что делать дальше. От Черноморского завода и Министерства судостроительной промышленности в совещании принимал участие ответственный сдатчик ЧСЗ по авиационному вооружению «Москвы» Над программой создания вертолета Ка-25 нависла угроза закрытия. Представители ВВС считали, что камовская схема очень сложная, указывали на большое количество отказов при создании всех типов соосных вертолетов и высказывали недоверие фирме Камова в ее возможностях реализовать эту схему. В то время фирма Миля гремела на весь мир, его вертолетами ставились один за другим мировые рекорды. На совещании было подготовлено решение о доработке для морского базирования на ПКР пр.1123 «Москва» одной из моделей милевских вертолетов. Это был драматический момент в истории ОКБ Камова. Но перед подписанием уже готового решения 6-го августа 1967 года при тушении лесного пожара во Франции потерпел катастрофу вертолет Ми-6, пилотируемый известным летчиком-испытателем Ю.А.Гарнаевым. Погибло семь членов экипажа и два французских специалиста. У фирмы Миля возникла масса проблем. После этого представитель милевской фирмы на совещании сообщил: «Михаил Леонтьевич Миль просил всем передать, что у него достаточно дел на земле, а морем пусть занимается Камов».
Тогда быстро приняли график доработки вертолетов Ка-25, а в проект решения записали фразу «сдачу ПКР «Москва» с окончанием испытаний его авиационного вооружения не связывать». Проект решения подписали МАП, ВВС и ВМФ. Однако прибывший в Москву директор Черноморского завода А.Б.Ганькевич с таким решением не согласился. Он твердо сказал: «Москва» должна сдаваться с вертолетом». МСП решение подписало, исключив компромиссную фразу. Корабль продолжил программу госиспытаний по другим частям, а испытания комплекса авиационного вооружения прервали почти на месяц. После выполнения доработок, испытания вертолета завершили по корабельным программам вместе с «Москвой».
За время испытаний вертолетов Ка-25 на ПКР «Москва», летом и осенью 1967 года, было выполнено около 100 полетов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на «стопе» и на ходу, на качке при спецификационных крене и дифференте корабля, при различных скоростях воздушных потоков над полетной палубой.
Время показало, что камовцы сумели создать надежный вертолет. 19 сентября 1968 года ПКР «Москва» вышел для несения первой боевой службы в Средиземном море. В течение 48-ми суток было 39 ходовых дней. В обстановке постоянного контакта с кораблями и авиацией НАТО, при волнении моря до 6-ти баллов, было совершено 497 вылетов вертолетов. В сутки обследовалось до 2000 квадратных миль моря с хорошими результатами по поиску, обнаружению и длительному слежению за атомными и дизельными подводными лодками. Пройдено 10500 миль, и по нормам ВМФ и ВВС на этой боевой службе было выработано 70-80% годового ресурса, что подтвердило надежность вооружения и технических средств корабля и вертолетов. Создание ПКР «Москва» и вертолета Ка-25 было отмечено в 1971 году Государственными премиями СССР. В числе лауреатов был и главный конструктор вертолета Н.И.Камов.
За создание ПКР «Москва» и «Ленинград» Черноморский завод был награжден в 1970 году орденом Октябрьской Революции.
После боевых походов проводились летно-технические конференции. Об эффективности вертолетов Ка-25, как средства поиска и слежения за атомными подводными лодками, можно судить по заявлению на одной из таких конференций командующего авиацией ВМФ генерал-полковника А.А.Мироненко: на долю вертолетов Ка-25 за год приходится 90% времени слежения за американскими подводными лодками из всех типов противолодочной авиации (включая самолеты Ту-142, Ил-38, Бе-12 и вертолеты Ми 14).